Цвет народного ума
«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — говорил А. С. Пушкин. В. И. Даль называл пословицы и поговорки сводом народной премудрости, цветом народного ума. «Пословицы всегда кратки, а ума и чувства вложено на целые книги»,—восхищался А. М. Горький. Выдающийся советский физик С. И. Вавилов отмечал, что наблюдательность народа запечатлена в многочисленных пословицах и загадках, построенных, по существу, на наблюдениях научного порядка.
Воскрешая добрые традиции русской бани, давайте обратимся к кладезю народной мудрости.
- Баня — мать вторая: кости распарит, все дело поправит
- Русская кость тепло любит
- Москва без бань — не Москва, а баня без пара что щи без навара
- Когда бы не баня, все мы пропали
- Баня парит, баня правит, баня все поправит
- Пар костей не ломит, вон души не гонит
- Такая парка, что небу жарко
- В баню пришел—должен и попотеть
- Пропотеешь—так и жар пройдет.
- Душа—на прохладу, а плоть — в баню
- Парься—не ожгись, поддавай — не опались, с полка—не свались
- Из бани, не вспотев, не выйдешь
- Помылся в бане — как сто пудов с себя снял
- Баня—здоровье семьи
- На пару да в баньке сорок болезней выходит
- Что паришь, то и правишь
- Вылечился Ваня—помогла ему баня
- Баня греет, чистит, нежит.Баня смоет, шайка сполоснет
- Чем шелудивого брить, лучше в баньку сводить
- Пятница—для стирки, суббота—для бани
- У кого бока чешутся, тот баню найдет
- Завтра в баню собирается, так уж сегодня не умывается
- Баня не заговенье, на нее нет запрета
- Пар любить — баню топить. Пару бояться — в баню не ходить
- В чужой бане и пар лучше, и доски на полках глаже
- Хороши дрова у соседа: от его бани и нам пар идет
- Такую баню задали, что небо с овчинку показалось
- Плохая баня всех моет, а сама вся в грязи
- По дыму в бане пара не угадаешь
- В баню ходить — не водку пить, а тело мыть: помыть, попарить, молодцом поставить
- Баня все грехи смоет
- В одной бане девять новостей услышишь. Задали память, что до новых веников не забудешь
- Веник в бане всем господин
- В бане веник хозяин, в печи — кочерга
- Новый веник лучше парит
- Горели дрова жарко, было в бане парко, а дров не стало, и все пропало
- Не вспотеет лоб — не закипит в бане котел
- После бани чай пить — не дрова рубить
А вот пословицы о чистоте.
- Чистота—лучшая красота
- Мойся белее, будешь милее
- Мыло серо, да моет бело — до красоты домоешься
- Хоть лыком шит, да мылом мыт
- Кому грязь не по нутру, тот моется и днем и поутру
- Кто аккуратен, тот и людям приятен
- Белому телу вода рада
- Белый, как молоком умытый
- Лучше быть чистым, чем сытым
- Кто чист, тому и честь
- С неумытым лицом даже сестра брату не показывается
- Закалка всегда нужна, чистота всегда полезна.
- В трех водах лучше мыться, чем в одной
- Купи мыльце да помой рыльце
- На пруд рассердился и мыться перестал
- Чистота и здоровье — родные сестры
- Будь чист, как стекло, будь светел, как солнце
- Печаль проходит, когда ее выскажут, грязь — когда ее смоют
- Не умывши лица, за стол не садись
- Когда сорочка бела, то и жена мила
- Видно неряху по грязной рубахе
- Щеголь Ивашка: что ни день, то новая рубашка, а штанам смены нет
- Сапоги как зеркало, галстук как сито, а лицо не умыто
- Грязь не сало, помыл — и отстало
- Болезнь с грязью в дружбе
- Запачкался — не жалей воды
- Голосиста пташка, да грязна рубашка
- Легко узнаешь сову по полету, а грязного по рукам
- Грязного и пчелы не подпускают
- И муху убить надо руки мыть
- Бродит неряха, как слепая курица
- Жить в бедности не стыдно, а в грязи — позорно
- Опрятный не нравится неряхе
- Не вешай бусы на грязное тело
- Руки испачкаешь — и лицо будет грязным
Любопытны и русские загадки на эту тему.
В осиновом колке воют волки: и в пять, и в шесть, и в двадцать есть (как. наверное, догадались, бревенчатая баня уподоблена лесу. «Волки воют» — шипят раскаленные камни, когда на них льют воду. «И в пять, и в шесть, и в двадцать есть» — размеры бани: на пять, шесть и двадцать человек).
Войду в ельник, трясу березняк: и жарко, и ярко, и хочется («трясу березняк» — парюсь березовым веником).
Игоница поспела, ерохвоститься пора! («Игоница» — от и-го-го! — выражение приятного ощущения во время парения; «ерохвоститься» — ерошить себя, взбивать веником, париться и мыться).
А вот загадки о банной печи-каменке и принадлежностях, связанных с ней.
Черная корова целый ушат воды выпила (как мы знаем, вода, выплеснутая на раскаленные камни банной печи, мгновенно испаряется) * Мать грузна, дочь красна, сын легче перышка (печь, огонь, дым) * Двое парятся, третий толкается, когда открывается, вся сласть поднимается (заслонка в печи) * Скребу —не выскребу, мету — не вымету, пора придет — сам уйдет (дым) * Пузатенькие, рябенькие, зелененькие, ходят босиком (камни в печи) *Мать толстая-претолстая, отец длинный-предлинный, дети—красавцы из красавцев (печь, труба, горячие угли) * Рыба в море, хвост на заборе (ковш). Без рук,без ног, не мал клочок, кверху ползет (пар).
Загадки о том, без чего баня не баня.
Идет бабушка из бани в зеленом сарафане * Сам с пядь, а борода до пят
Маленький, мохнатенький, всех людей перебил и царю не спустил * Пришел зеленя поздно вечеря («зеленя» — от слова зеленый, «вечеря» —поужинав, наевшись, здесь в смысле нахлеставшись) * Сидит молодец и играет в щелкунец.
Ну, конечно, все это о венике — хозяине и господине в русской бане.
Попарился как следует, разогрелся до красна. Что теперь? Куда? Вот об этом и загадки.
Лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая (пруд) * В новой стене, в круглом окне днем стекло разбито, к утру цело — за ночь вставлено * Шуба нова, на подоле дыра, и видна вода (прорубь).
Много загадок, посвященных мытью в бане и тому, что связано с этой процедурой. Вот некоторые из них.
Белая, как снег, дуется на мех, бултых — и в воду * Бела хата плывет куда-то: хоть лови, не лови—не изловишь (мыльная пена).
У нашей туши выросли уши, а головы нет * С ушами, да не слышит * По уши стоит в воде, а никогда не напьется (ушат).
Баба с толстым животом многими поясами подпоясана (кадка) * Три ноги, два уха да шестое брюхо (лохань) * Три девицы под одним зонтиком стоят (ножки у лохани).
Петушок с гребешком всем кланяется. Не сразу, но догадаешься, что это рукомойник, а когда угадал или тебе помогли угадать, дивишься меткости и образности этого определения.
Висит, болтается, всяк за него хватается. Это полотенце, без него тоже не обойдешься.
Светленько, чистенько, посмотреть любенько. Что это, как не зеркало? После бани и причесаться надо, привести себя в порядок...
Никогда не ест, только пьет, а как шумит—всех приманит * В небо дыра, в землю дыра, в середке огонь, а кругом вода. * Медный бес на стол залез. Это все о самоваре, без которого не обходится настоящая русская баня. Напарился, намылся, а теперь не меньшее удовольствие — чаи, как говорится, гонять.
Есть в русском фольклоре такой персонаж, и весьма заметный,— банник. Чаще в образе мужчины, иногда женщины. В некоторых местах банника представляли в виде нагого старика, облепленного листьями от веника. Говорили, что такой старик может запарить человека до смерти. Залезая на банный полок, приговаривали: «Хрященный на полок, нехрящен-ный с полка». А выходя из бани, оставляли на полке ведро воды и веник—для банника да приговаривали: «Тебе баня на стоянье, а нам на здоровье». Когда в первый раз шли в новую баню, то брали с собой хлеб и соль. Хлебосольством стремились задобрить банника, чтобы он не стращал моющихся, помог сделать чистый пар, избавить от угара.
Все это, разумеется, поверья, но и они еще раз подтверждают, каким уважением пользовалась русская баня в народе.
Русские бани Москвы. Сауны Москвы