Сауны Красноярска
Каталог саун Статьи о саунах Обзоры саун Юмор о сауне
Сауны красноярска
   
 
Обзоры саун
 

Бани москвы

Исстари своими банями славилась Москва. Как отмечает В. А. Гиляровский, в конце XIX в. в Москве было «шестьдесят самых разнохарактерных бань»

Старейшие Московские бани находились у Каменного моста и назывались поэтому «каменные» или «каменновские». Они были построены из кирпича, в то время как все остальные общественные бани были деревянными. Не случайно, что они часто горели, а при пожаре 1812 г. почти все бани Москвы выгорели. В торговые, базарные дни, а также в большие церковные праздники общественные бани не топились.

В «банные» дни, по субботам и накануне больших праздников, каждая баня использовала около 3 тысяч веников, которые привозились в Москву возами из окрестных деревень, особенно из-под Гжели. Служившие в банях мальчики готовили эти веники «для парки». Они же разливали по бутылкам квас, который продавался в банях. Мальчиков этих привозили в Москву из соседних губерний. Ярославская губерния давала Москве половых в трактиры, Владимирская - плотников, Калужская - булочников. Банщиков давали три губернии: но из каждой - один-два уезда. Москву насыщали банщиками уезды: Зарайский-Рязанский, Тульский-Каширский и Веневский.

В банях XIX в. оказывалось много услуг. «В «дворянских» отделениях был кейф, отдых, стрижка, бритье, срезание мозолей, ставка банок и даже дерганье зубов, а «простонародные» бани являлись, можно безошибочно сказать, «поликлиникой», где лечились всякие болезни. Врачевателями выступали фельдшеры, цирюльники, бабки-костоправки, а парильщики и там и тут заменяли массажистов еще в те времена, когда и слова этого не слыхали». Цирюльники проводили в банях кровопускания, не соблюдая никакой санитарии. «Открывание крови» было любимой операцией ключников, ломовиков, мордастых лихачей, начинавших жиреть лавочников и серого купечества. В женских банях для белизны лица заваривали в шайке траву-череду, а в «дворянских» банях женщины мыли лицо миндальными высевками. Потом шли разные протирания, вплоть до мытья головы керосином для укрепления волос.

Исторические и литературные источники свидетельствуют, что среди выдающихся русских людей многие любили «жаркую» баню. А. В. Суворов, например, где это было возможно, устраивал солдатам бани. Сам генералиссимус выдерживал в бане «ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды, и всегда два ведра вдруг».

По старинным обычаям русский человек с дороги всегда шел в баню, а по обычаям русского гостеприимства приехавших гостей сначала потчевали баней.

В. А. Гиляровский отмечает, что даже поэты вдохновлялись московскими банями и среди них А. С. Пушкин, воспевший прелесть Сандуновских бань, которые он посещал со своими друзьями в каждый свой приезд в Москву. Современники свидетельствуют, что поэт любил жарко париться. В. А. Гиляровский так описывает процедуру пребывания Пушкина в бане: «Поэт, молодой, сильный, крепкий, «выпарившись на полке ветвями молодых берез», бросался в ванну со льдом, а потом опять на полок, где снова «прозрачный пар над ним клубится», а там «в одежде неги» отдыхает в богатой «раздевалке», отделанной строителем екатерининских дворцов, где «брызжут хладные фонтаны» и «разостлан роскошный ковер...».

А. С. Пушкин был буквально влюблен в русскую баню, о чем свидетельствуют многочисленные упоминания о ней в его творениях. Сандуны часто посещал герой войны 1812 года Денис Васильевич Давыдов.

Кстати, Сандуновские бани, построенные в 1806 г. купцом Сандуновым, славились не только своими размерами и удобствами, но и буфетом со всевозможными напитками, от кваса до шампанского.

Были в Москве еще знаменитые бани - Ламакинские. В этих банях «перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе».

Некоторые изменения в этих московских банях произошли после опубликования А. С. Пушкиным «Путешествия в Арзрум», где поэт увлеченно описал тифлисские бани: Гасан (банщик) «начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут по спине вприсядку). После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас как воздух! Шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны за таковое нововведение».

Московские банщики приняли совет А. С. Пушкина и завели для любителей полотняный пузырь для мыла и шерстяную рукавицу.

А как любил баню Федор Иванович Шаляпин! «Это у меня с детства, - говорил он. - Любил я с отцом ходить в баню... Там мылись и парились мы часами, до устали, до изнеможения. А потом, когда ушел я из дому, помню: в какой бы город ни приезжал, первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шел я в баню и там без конца мылся, намыливался, обливался, парился, шпарился - и опять все сначала». Будучи на чужбине, Шаляпин тосковал по России, по Москве, по Сандунам. В письме в Москву другу Александру Менделевичу Шаляпин писал: «Милая наша Москва! Несравненная!.. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя... Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах... О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение turkishbad, что в переводе на русский значит: турецкая баня - конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?»

Много бань было и в Петербурге. В 1874 г. в городе насчитывалось 312 бань. Большинство бань снабжалось невской водой: 46 из них было торговых и 266 «нумерных или семейных». Лучшей баней из «нумерных» по роскошной отделке и удобствам была баня Воронина, в Фонарном переулке, в собственном доме Воронина. Номера в этой бане были довольно дорогие - от 50 копеек до 10 рублей за одно посещение. В общих банях цены были невысокие, вполне доступные даже самым бедным.

В номерах и общих банях трудились парильщики и парилыцицы - «бабушки», которые по востребованию мыли желающих «за что положите».

При бане Воронина был так называемый «полный буфет», в остальных же банях можно было получить только пиво, квас, сельтерскую воду и другие дешевые напитки.

Кстати, хотя цены в общие бани были довольно низкие, но бань было так много и в них мылось практически все население, то они приносили в царскую казну большую прибыль.

Современные сауны и бани Москвы.

 
 
 
 
 
В сауну не стоит ходить одному. Рекомендуем: лучшие девушки Красноярска!
Отличные фотогалереи с множеством фотографий, цены и контакты.
 
Реклама:
 
 
 
 
 
Обзоры саун
   
 
 
  Обзоры саун
 
В грузинской школе идет урок русского языка. Учитель спрашивает: - Гоги, разбэри по членам прэдложение "Юноша и дэвюшка пашли миться в баню"! Гоги отвечает: -...
 
 
 
 
  Обзоры саун
 

По вопросам размещения рекламы на сайте обращайтесь по электронной почте .

 
 
 
главная : сауны : статьи : обзоры саун : юмор : форум : карта сайта
 
Stalker TOP
q