Баня по всему белу свету
А как не вспомнить рассказы о русской бане Федора Ивановича Шаляпина!
— Это у меня с детства!—так говорил великий артист о своей любви к русской бане.
«Любил я с отцом,—вспоминал Шаляпин,— ходить в баню... Там мылись и парились мы часами, до устали, до изнеможения. А потом, когда ушел я из дому, помню: в какой бы город я ни приезжал, первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шел я в баню и там без конца мылся, намыливался, обливался, парился, шпарился — и опять все сначала».
В одной из художественных биографий Ф. И. Шаляпина подробно рассказывается о его приверженности к банному жару. Живо представляешь, как Шаляпин входит в банный зал, зажав в руках большую мочалку и огромный березовый веник. Постоянный банщик Шаляпина сухой старый Дормидонт бежит навстречу с двумя большими шайками: «Пожалуйста, Федор Иванович!» И сразу же, поднявшись на цыпочки, обдает его раз за разом одной и другой шайками воды и, спросив: «Не горячо?», хватает с пола друг за дружкой еще добрый десяток заранее заготовленных шаек. «Хорошо!..—наслаждается Шаляпин.— Превосходно!.. Дуй, Дормидонт, дальше!»
Далее Шаляпин с большой охотой проделывает все банные процедуры. С покряхтыванием, с восторженными восклицаниями «обрабатывает» свое тело жесткими ударами шелестящего березового веника... Из серых облаков пара доносится голос Шаляпина: «Веник—всему начальству главный! Баня—мать родная!.. И-э-э-х ты! Люблю, братцы, баньку!» Потом на мотив «Волга, Волга, мать родная» он поет: «Баня, баня, мать родная», и остальные компаньоны по бане подтягивают ему...
А вот другое воспоминание очевидца. Выходя из парной, Шаляпин хохотал, резвился, плескался водой. После бани тут же, в предбаннике, любил пить хлебный квас.
— Эх, квас, дорогой моему сердцу квас! — восклицал Федор Иванович.— Он для меня милее всяких клико, редереров и прочих шампаней.
Последние годы Шаляпина прошли на чужбине. Но с родиной, по которой Федор Иванович все время тосковал, его связывали тысячи нитей. В письме в Москву к своему многолетнему другу артисту-конферансье Александру Менделевичу Шаляпин писал: «Милая наша Москва! Несравненная!.. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя... Жаль мне, что долго еще придется шляться по чужим людям, по чужим землям... Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах... О веселых днях не приходится и думать, единственное развлечение turkish bad, что в переводе на русский значит: турецкая баня — конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?»
...В старину, когда начинала работать парная, банщик ходил по улицам и зазывал народ: «В баню! В баню!»
«Русский крестьянин,— отмечалось в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.— значительно опередил своих европейских собратьев относительно заботливости о чистоте кожи».
Рассказывая о русской бане, хочется снова вернуться к трактату Санчеса. «Славный медик» пишет о российских банях как о драгоценнейшем благе, которое может послужить для «крепости и здравия тела» не только в России.
В чем видит Санчес преимущество российских бань перед всеми иными, в том числе римскими и турецкими?
«В римских и турецких банях поливают горячий пол, под которым проходят трубы, и поэтому поднимается пар. Но так как они не переменяются свежим воздухом, то и легко заключить можно, что сие бани имеют недостатки, каковые в российских банях совсем отвращены... В российских банях возобновление паров чинится через всякие пять минут. Сим образом производимый пар не расслабляет твердых частей тела, ибо сей пар составлен стихийными частицами огня и воздуха... Он мягчит кожу, а не расслабляет ее... Расширяет орудия вдыхания». Далее Санчес пишет: «Хотя здесь нет роскоши римских бань, зато россияне производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки и восточные жители и ныне производят в четырех или пяти». Но самое главное преимущество, подчеркивает Санчес, состоит в том. как поддается пар. В русской бане пар нагнетается при помощи каменки, в которую положены раскаленные камни. Захотел погорячее— плеснул воду в каменку.
Одним словом, делает вывод Санчес, новый пар рождает новый воздух.
Сбылось предсказание Санчеса. Русские бани стали распространяться по всему миру. Так, например, после разгрома Наполеона и вступления русских войск в западноевропейские страны наши бани стали строить во Франции, Германии. Швейцарии. Еще в XVIII веке парилки по нашему образцу появились в Лондоне и Нью-Йорке.
В своей книге «Новый способ лечения» немецкий медик М. Платен писал о том. что в средние века и последующие столетия в Германии свирепствовали болезни из-за несоблюдения простейших гигиенических правил, в то время как в соседней России даже в самой маленькой деревушке всегда имелись парные бани — прекрасное гигиеническое и оздоровительное средство. Далее М. Платен обращает внимание на тот факт, что с начала XIX века русская баня стала распространяться во многих европейских странах, и особенно в Германии. «Но мы, немцы,— признается медик,— пользуясь русской баней, очень редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу».
В 1858 году писатель Александр Дюма путешествовал по России. Гостил в Москве и Петербурге. Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани. В романе Дюма «Записки учителя фехтования» есть такой эпизод. Француз, учитель фехтования, приехал в Петербург. Все ему здесь любопытно. Он решил попариться в русской бане, о которой был наслышан еще во Франции. Заплатив два с половиной рубля, или, как подсчитал француз, 50 су, получил билетик и с ним вошел в первую комнату, где раздеваются. Далее Александр Дюма устами своего героя описывает впечатления от русской бани: «...ее температура выше температуры крови человека». Кончилось тем, что француз не выдержал сильного жара, в то время как остальные посетители наслаждались горячей атмосферой бани.
Да. слава о русской бане, о ее пользе для здоровья давно перешагнула рубежи нашей страны. В Москве большой популярностью пользуются старинные Сандуновские бани. Но, оказывается, бани с таким названием есть и в ... Канаде. Об этом мне рассказал хоккеист Анатолий Фирсов. Да, да, Сандуновские бани за океаном. Такова уж притягательная сила русских бань, что один из потомков Сандуновых не пожалел средств и усилий, чтобы их построить. И. как свидетельствует Фирсов, «Сандуны» в Канаде пользуются огромным успехом.
Известный теннисист, игрок и тренер, профессор С. П. Белиц-Гейман, побывавший в США, рассказывает, что и там большой популярностью пользуются русские бани. Здесь их называют именно русскими банями, а не саунами, как теперь модно. Кстати сказать, охотно ходят в русскую баню артисты Голливуда, считая, что нет лучше средства, чтобы снять напряжение и усталость после длительных киносъемок. Пользуются русскими банями американские летчики, считая, что ничего нет лучше, чтобы прийти в себя после многокилометровых перелетов.
Во всех методических пособиях по физиотерапии русская баня рассматривается как классический метод теплолечения. Миллионы людей черпают в этом самобытном и простом средстве бодрость, здоровье, закалку.
Русские бани Москвы. Любите свои традицию и историю.