Баня по народным предстовлениям
Баня по народным представлениям – это не просто место, где моются, совершая нехитрые гигиенические процедуры. Изначально посещение бани было не столько физиологическим, сколько духовным актом. В бане сошлись две религиозно-обрядовые практики: священное омовение, встречающееся практически у всех народов мира, и процесс парения, в свою очередь восходящий к ритуалам первобытного шаманизма. В подтверждение последнего можно привести описание скифской бани, оставленное «Отцом истории» Геродотом: «…скифы очищают себя следующим способом: сперва умащают и затем промывают голову, а тело очищают паровой баней, поступая так: устанавливая три жерди, верхними концами наклонённые друг к другу, и обтягивают их затем шерстяным войлоком; потом стягивают войлок как можно плотнее и бросают в чан, поставленный посреди юрты, раскалённые докрасна камни.
В Скифской земле произрастает конопля – растение, очень похожее на лён, но гораздо толще и крупнее. Этим конопля значительно превосходит лён. Её там разводят, но встречается и дикорастущая конопля…
Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскалённые камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия…»
В данном обычае этнографы усматривают элемент культового обряда. Сжигаемые в юрте стебли конопли производили дым, вызывавший опьянение. Люди, находившиеся в юрте, (в том числе и шаманы) приходили в экстаз и начинали общаться с духами из потустороннего мира.
В наше время религиозный аспект посещения бани, которую львиная доля современных обывателей ассоциирует с сауной, утерян или в результате десокрализации стал культурно-развлекательным.
Автор: HerrStein
Всё о саунах Москвы