Гигея и гигиена
...Древняя Эллада... Энгельс писал в «Диалектике природы», что мы будем возвращаться постоянно к подвигам того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое место в истории развития человечества, на которое не может претендовать ни один другой народ.
Создатель великих эпических поэм Гомер, живший, как считает большинство современных ученых в VIII веке до н. э., не единожды воспевал отвагу атлетов, искусство целителей человеческих недугов, очистительные благости горячей сауны, удовольствия, которыми дарит людей эта процедура.
В песни четырнадцатой «Илиады» рассказывается о том, как Гера, стремясь обольстить Зевса, готовилась к встрече с ним. Вот она открывает плотные двери бани...
Там амброзической влагой она до малейшего праха
С тела прелестного смыв, умастилась маслом чистейшим,
Сладким, небесным, изящнейшим всех у нее благовоний...
...Им умастивши прекрасное тело, власы расчесала,
Хитро сплела и сложила, и волны блистательных кудрей,
Пышных, небеснодушистых, с бессмертной главы ниспустила.
Но особенно щедр Гомер на описание прелестей бани в «Одиссее». Можно наугад раскрывать страницы поэмы и во многих местах ощутишь восторженное отношение поэта к этой полезной и радостной процедуре.
В песни одиннадцатой — Одиссей в гостях у Цирцеи, дочери Гелиоса и Перса. Здесь на острове Эе в залах из драгоценного мрамора герой ощущал приятную теплоту. Нимфы — богини рек и ручьев — подавали Одиссею горячую воду. Герой радовался тому, что его тело и дух освобождались от тяжелого бремени усталости.
Гомер воспел в «Илиаде» врачей Падалирия и Махаона. Они участвовали в Троянской войне, оказывая самоотверженную помощь раненым. Падалирия и Махаона настолько почитали, что причислили к лику богов. Их считали сыновьями Асклепия. Гомер пишет об Асклепии как о «великом и беспорочном враче», который жил в Фессалии. Его изображали с длинным посохом, вокруг которого обвилась змея — символ мудрости. Так создался культ Асклепия — бога врачей и врачебного искусства. Легенда гласит, что отцом Асклепия был Аполлон — предводитель муз, покровитель искусств, познавший и все тайны искусства врачевания.
Греки верили, что бог Асклепии, приняв образ человека, явился на землю и обошел все народы, исцеляя больные тела людей и порочные души. Храмы Асклепия сооружались в самых живописных местах, среди деревьев и. как правило, у целебных источников, которые оберегали как святыню. Это были своего рода оздоровительные центры. В храмах Асклепия устраивались и театральные представления, выступали музыканты. Считалось, что не только врачи, но и артисты, подымая настроение, помогают избавляться от недугов.
В таком вот храме на острове Кос служил людям и Гиппократ. Но вернемся к Асклепию. У него были две дочери: Панацея — покровительница лекарственной терапии и Гигея, предупреждавшая болезни. Отсюда и получившее широчайшее распространение слово «гигиена».
Древнегреческие историки утверждают, что первыми в Элладе завели у себя бани лакедемоняне (спартанцы). Поэтому банные сооружения греки называли «лаконикум». Это круглое помещение с каменным открытым очагом в центре. Такая конфигурация бани обеспечивала, по мнению греков, равномерное распространение тепла. Как правило, при лаконикумах был бассейн с холодной водой, в который окунались после жаркой бани.
Античные бани сохранились и на территории нашей страны. В гомеровской «Одиссее» под названием «бухты листригонов» описана Балаклавская бухта, что возле Севастополя. На западной окраине города за извилистой Карантинной бухтой сохранились развалины древнего Херсонеса. И среди них — ванные комнаты, ложе древнего водопровода, бассейн, стены которого сделаны из бутовых камней, бани с мозаичным полом.
На Керченском и Таманском полуостровах сохранились руины античных сооружений с лечебными банями. В Анапе, великолепном детском курорте, археологи обнаружили древние бассейны для омовения. Найдены здесь и бронзовые стригеля с ручками, которыми греческие атлеты очищали тело.