Бани на руси
В России бани были известны с самой глубокой древности. Летописец Нестор относит их возникновение к I столетию нашей эры, когда Св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо -парившихся в бане. В ней, по описанию Нестора, все превращались по цвету в сваренных раков. Накалив печь в деревянных банях, «туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали ежедневно». Нестор заключает: «Никем, не будучи мучимы, сами себя мучили и совершали не омовение, а мучение».
Летописец рассказывает, что великая княгиня Ольга, желая наказать древлян, убивших ее мужа Игоря (945 г.), повелела истопить баню для древлянских послов, которые бы, омывшись, представились ей. Во время их омовения по приказанию Ольги баню подожгли, и послы сгорели в ней.
С древних времен знали баню славяне и умело ею пользовались, это подтверждают многочисленные источники, в частности, древнегреческие историки указывали, что «баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после кончины» (А.Галицкий).
О весьма совершенных древних славянских саунах писал арабский путешественник Абу Бекри. Славяне «...устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленым мхом... В одном из углов того дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно для выхода дыма. Когда же очаг раскалится, закрывают это окно и двери дома. В доме же всегда имеется резервуар для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой они приводят в движение воздух и притягивают его к себе. И тогда открываются их поры, и исходит излишнее из их тел, и текут из них реки».
Вот перед нами портрет русской бани «по-черному». Ко времени князя Киевского Владимира бани на Руси приобрели прочную репутацию-лечебниц, что нашло отражение в уставе великого князя. В нем бани именуются «заведениями для немогущих». С появлением монастырей в своеобразные лечебницы превращались монастырские бани.
Вот что о русской бане писал Адам Олеарий (первая половина XVII в.) в своей книге «Описание путешествия в Московию»: «Омовению русские придают очень большое значение, считая его, особенно во время свадеб, после первой ночи, за необходимое дело. Поэтому у них и в городах, и в деревнях много открытых и тайных бань, в которых их очень часто можно застать. В Астрахани я, чтобы видеть лично, как они моются, незамеченным образом отправился в их баню. Баня была разгорожена бревнами, чтобы мужчины и женщины могли сидеть отдельно. Однако входили и выходили они через одну и ту же дверь, притом без передников; только некоторые держали спереди березовый веник до тех пор, пока не усаживались на место...
Они в состоянии переносить сильный жар, лежат на полке и вениками нагоняют жар на свое тело или трутся ими (это для меня было невыносимо). Когда они совершенно покраснеют и ослабнут от жары до того, что не могут более вынести в бане, то и женщины и мужчины голые выбегают, окачиваются холодной водой, а зимою валяются в снегу и трут им, точно мылом, свою кожу, а потом опять бегут в горячую баню. Так как бани обыкновенно устраиваются у воды и рек, то они из горячей бани устремляются в холодную. И если иногда какой-либо немецкий парень прыгал в воду, чтобы купаться вместе с женщинами, то они вовсе не казались столь обиженными, чтобы в гневе, подобно Диане с ее подругами, превратить его водяными брызгами в оленя, - даже если бы это и было в их силах...
Кое-где, особенно на юге России, строили земляные бани: в землянке выкладывали каменки, на раскаленные камни периодически лили воду для получения пара. На лавках сидели люди, «потели». Совершивший путешествие по югу России арабский путешественник Ибн Руст описывает мытье в такой бане: «После бани русы любили купаться в проруби или валяться в снегу». Кстати, такого типа бани встречались в XI - XIII вв. на территории нынешней Болгарии, современных Чехии, Словакии, в Польше. Однако уже в XIV столетии на территории указанных славянских стран стали строить каменные бани. А кое-где каменные бани появились еще в XI в. Так, например, одну из первых каменных бань на Руси построили в 1090 г. в Переяславле. Позже каменные бани стали строить при монастырях, во дворцах великих князей, были бани и в Кремле.
Кстати, с древних времен наши предки ценили в банях прежде всего их целительную силу.
По мере ознакомления с Россией многочисленных путешественников из Западной Европы, в некоторых ее городах стали появляться русские бани: в Вене, Париже, Берлине, но они только были похожи на наши бани. Современники утверждали, что ни немцы, ни французы не могли выдержать наш жар. Иностранцы считали, что сауны, как средство потогонное, весьма полезны.Все иностранцы отмечали любовь русских к крепкому пару. Один из них писал: «Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскаленных печах. Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь на разостланной соломе в печи, приказывали еще закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!» Один иностранец отмечал: «Если русский не попарится в субботу, ему становится как-то стыдно и совестно и чего-то не хватает ему».
Непосвященному человеку трудно представить себе, как можно париться в печи. А делали, да и сегодня еще в некоторых деревнях делают это так. Из разогретой печи удаляют угли, под русской печи хорошо подметают и устилают соломой. Ставят чугун с довольно горячей водой, забираются в печь и ложатся на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивают водой свод печи, отчего в ней резко увеличивается температура и повышается влажность. Ну а дальше, известное дело, бери березовый веник и хлещись им так, чтобы, как говорят, «чертям тошно стало».
У русских был обычай ходить в баню после совместно проведенной ночи. Это делали с утра, и только после бани подходили к образам. Даже царь, если «ему было угодно спать вместе с царицей», то на следующий день они оба ходили в баню. А набожные люди почитали себя недостойными даже и омывшись после совместно проведенной ночи и на второй день вступать в церковь и стояли перед дверью храма, хотя в связи с этим и подвергались весьма двусмысленным взглядам и шуточкам, особенно со стороны молодых людей. В адрес стоящих у дверей церкви так и сыпались ехидные замечания.
В старину строго соблюдалось правило: жених перед брачным днем должен был вымыться в бане, а после первой брачный ночи молодые шли в баню вместе. Этому обычаю следовали и цари и князья до начала XVIII столетия.
Баня, с каменкой для поддавания пара, составляла для русского человека жизненную потребность и являлась не только средством для соблюдения чистоты тела, гигиены, но служила также универсальным лекарством от всех болезней. И не только. Баня для русского человека была источником истинного удовольствия, отдохновения для души и тела, телесного и даже морального очищения и совершенствования.
Пребывание в бане и отдых после нее во многих местах России сопровождались целым ритуалом. Начиная от бедняков и кончая вельможами, - все при заходе в баню, когда готовились к парению, получали несколько ломтиков редьки. Съев их, человек направлялся в парилку. Для утоления жажды всегда был наготове, как в бане, так и в предбаннике, прохладный квас, сдобренный мятой или другими душистыми приправами.
Для распаривания веников и поддавания пару варили щелоки и кипятили квас с мятой (вообще, мята играла выдающуюся роль). В самой бане лавки покрывались мятой, ароматным донником и другими душистыми травами. На лавках рядом со свежими вениками (в основном березовыми) «стояли шайки для умывания и туеса из бересты, налитые квасом с запахом мяты и служившие для окачивания тела перед тем, как подниматься на полок, который делался из липового дерева и, обданный кипятком, окутанный паром, издавал медовый запах липы». Каждый, кто хотя бы раз был в бане и парился в такой атмосфере, не сможет устоять от соблазна повторить для себя это истинное удовольствие.
Наши предки считали, что самой простой, но и самой существенной мерой к достижению здоровья является баня.
В народе говорили; «Баня парит, баня правит, баня все поправит».
Как мы уже отметили, на Руси баня появилась задолго до крещения народа. В глубокой древности уславян существовали мыльни, влазни. Есть мнение, что в Россию баня якобы завезена была арабами или греками. Но более вероятно, что русская баня является собственным изобретением славян. В пользу такого предположения говорит многое: и совершенно особый, не похожий ни на какой другой ритуал мытья славян, и высказывания иностранцев о русской бане, которые свидетельствуют о том, что ничего подобного до прибытия в Россию они не знали. В этом плане особенно интересно свидетельство о русской бане испанского врача Риберо Санчеса (долгое время был врачом Елизаветы Петровны): «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то полико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превра-тилися в бани российские для пользы общества».
Сравнивая российские бани с иными, Санчес подчеркивал преимущество первых: «В римских и турецких банях, поливают горячий пол, под которым проходят трубы, а поэтому поднимается пар. Но они не переменяются свежим воздухом.
Общего «рецепта» мытья в бане нет. В каждом уголке России, почти в каждой семье существует своя семейная «технология» этой процедуры. И это понятно. Известна популярная еще тысячу лет назад поговорка: «Лучшая баня та, где топку печи разжигают сообразно натуре того, кто хочет в нее войти».
Во многих губерниях России было принято перед заходом в парилку съесть несколько ломтиков свежей редьки. Ничего другого перед парилкой есть не рекомендовалось. Только при простуде советовали: наешься луку, ступай в баню, натрись хреном и запей квасом.
Самой старой русской баней была баня «по-черному», которая по аналогии с курной избой называлась курной. Это значило, что в бане устанавливается печь без трубы и дым выходит прямо в баню и через дверь и оконце на улицу. Дым со временем коптит стены бани до черноты. Истопить такую баню не легко, надо вовремя закрыть и проветрить, чтобы не было «угару». Стены такой бани, после топки, обливают водой, а иногда моют. Приходите в московские бани на дровах.